Вход
Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Регистрация
Забыли пароль?


 
2014-04-11 06:45 - Влияние российских СМИ в Казахстане будет сокращаться
Новость сообщил RTCдругие новости (сайт газеты "Закон")
 О ситуации в информационном поле и рейтинговых войнах рассказал политолог До­сым Сатпаев
Как считает Сатпаев, одна из форм политических коммуникаций, которая в последнее время стала развиваться в Казахстане – непрямой лоббизм. По его мнению, off-line или on-line ме­диа активно используют именно этот инструмент.

«Более того, в Казахстане за последние 5-6 лет мы наблюдает попытку оказывать давление на струк­туру государственной власти, так называемые массовые акции протеста. И самое поразительное, что некоторые акции протеста даже стали приводить к каким то позитивным результатам. Несколько лет назад одним из первых примеров в Казахстане была акция протеста против праворульных ма­шин, тогда была попытка ввести запрет на их эксплуатацию. Были массовые митинги по этому пово­ду. При этом самое интересное, что в них участвовали люди, которые до этой инициативы по авто были аполитичными. В итоге эти акции протеста привели к позитивному результату. То есть данная тема была закрыта, по крайней мере для владельцев праворульных машин, которые уже использова­ли такие авто на территории Казахстана», - подчеркнул Сатпаев.

Также политолог привел пример, когда общественное мнение не осталось не услышанным на более высоком уровне.
«В прошлом году была не менее шумная акция по поводу отмены пенсионной реформы также с ис­пользованием косвенного лоббирования из on-line и off-line медиа. Более того, данная акция даже привела к отставке министра труда и социальной защиты населения РК, это для Казахстана являет­ся уникальным событием. Но с другой стороны, в Казахстане пенсионная реформа не была отмене­на, ее растянули в хронологическом порядке. Опять же, это говорит о том, что властям приходится переживать сам факт наличия вот этого коммуникационного канала (on-line off-line медиа — Kapital.​kz), который приобретает еще больший авторитет и большую популярность. Он даже начинает рас­сматриваться властями в качестве важного инструмента давления», - считает Сатпаев.

Политолог обратил внимание, что в прошлом году впервые было заявлено о том, что вла­стям необходимо более активно работать с социальными сетями. «Более того, было даже пред­ложено составить списки авторитетных и популярных блогеров с которыми власть могла бы сотрудни­чать. Все это говорит о том, что с точки зрения центра принятия решения власть уже чувствуют, что стратегическая инициатива в рамках информационного поля уходит из их рук. И попытки вернуть эту инициативу наблюдается последние год, два», - обратил внимание Сатпаев.
По его словам можно наблюдать, что традиционная группа давления, которая работает внутри элиты, стала чаще использовать такую форму коммуникаций как косвенный лоббизм.
«Используя в первую очередь подконтрольные медийные структуры, подконтрольные веб ресурсы. Сейчас в Казахстане очень популярны так называемые рейтинговые войны. То есть когда составля­ется большое количество рейтингов, где идет оценка эффективности работы тех или иных чиновни­ков. Очень часто различные рейтинги по разному дают оценку тому или иному представителю вла­сти, кого-то ставят выше, кого-то ниже. Дошло до того, что государство решило заняться оценкой эф­фективности работы акимов», - подчеркнул Сатпаев.
Политолог отметил, что постоянная попытка использовать медийные структуры как инструмент межэ­литных войн – «палка о двух концах». «То есть с одной стороны это очень эффективный инструмент с точки зрения дискредитации своих противников, но с другой стороны такие СМИ изначально некон­курентоспособны. Если взять информационное поле Казахстана, то основная масса государственных медиа-структур или структур аффилированных с теми или иными группами, в любом случае не конку­рентоспособны как внутри страны, так и по сравнению с более серьезными глобальными медийными игроками. И, естественно, все это обрекает Казахстан на так называемую информационную перифе­рию, где республика становится потребителем чужой информации и чужой идеологии», - считает по­литолог.
Финансовый сектор особенно остро ощутил влияние слухов
Сатпаев аргументировал свою позицию, касательно того, почему количество русскоязычных СМИ со временем может сократиться. «Еще в 2009 году нынешний премьер-министр Карим Масимов впер­вые заявил о том, что свыше 50% населения Казахстана живет в российском информационном поле, а не в казахстанском. На данный момент думаю можно выделить 4 основных центра информационно­го доминирования в стране. Во-первых, это Россия, которая имеет очень серьезное влияние на часть общественного мнения в нашей республике. Во-вторых, транснациональные медиакорпора­ции. Также это транснациональные социальные сети, и четвертый игрок – это слухи. В краткосроч­ной перспективе может наблюдаться сокращение русскоязычного информационного сегмента. У нас в стране растет процент казахов, казахоязычного населения и, естественно, будет увеличиваться по­требность в информации не на русском языке», - отметил Сатпаев.

Также он считает, что через определенный период времени в Казахстане поле влияния рос­сийских СМИ будет сокращаться и может появиться еще один игрок — Турция. «Турция в на­стоящее время очень активно создает так называемое тюркоязычное экономическое поле, политиче­ское поле, даже может создать единое информационное пространство между тюркоязычными стра­нами: Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан», - поделился своим мнением Сатпаев.

Политолог подчеркнул, что раскол казахстанского общества по поводу ситуации в Украине, был индикатором серьезного влияния западных СМИ на формирование общественного мне­ния в Казахстане. «События в Украине явно показали, насколько быстро казахстанцы становятся жертвами чужой информационной войны, при слабости своих казахстанских медийных структур. Что­бы исправить эту ситуацию в марте 2014 года в Казахстане было создано Агентство связи и информа­ции РК. Не знаю, насколько эта попытка будет успешной, опять же речь идет об обеспечении нацио­нальной безопасности», - подчеркнул Сатпаев.

По мнению политолога, ошибкой властей является тот факт, что они часто реагируют на ситуа­цию постфактум.
«На данный момент с общественным созданием, мнением внутри страны работают разные каналы коммуникаций, каждый из которых лоббирует свою повестку дня. Это социальные сети, альтернатив­ный идеологический центр в лице иностранных СМИ, экстремистские организации, которые активно работают в религиозной сфере, в первую очередь с молодежью и конечно слухи. Пример sms-атаки на банки явно показал, что на самом деле ситуацию в финансовом сегменте в Казахстане контроли­рует не Нацбанк, не правительство, а ОБС (одна бабушка сказала). И это, кстати, признают и сами банкиры. Тот, кто не управляет информацией, влияющей на общественное сознание, тот обычно и не управляет государством. По сути Казахстан сейчас подошел к этой критической черте, когда мы должны оперативно и самое главное эффективно решить эту проблему. Потому что если мы этого де­лать не будем, то Казахстан попадет в ловушку идейного сепаратизма», - подчеркнул Сатпаев.
При этом политолог пояснил, что понимается под «идейным сепаратизмом. «Это понятие подразуме­вает, когда у разных социальных, политических, демографических, этнических, религиозных групп в Ка­захстане существует свое представление о Казахстане, свое представление о будущем Казахстана. Естественно, что эти представления они черпают из разных информационных источников, которые находятся в состоянии конфронтации.

Так, есть казахскоязычные и русскоязычные СМИ, есть on-line и off-line медиа, есть офици­альные и неформальные источники информации и так далее. И с каждым годом мы наблюда­ем миграцию граждан страны в альтернативные информационные реалии, где позиции вла­стей довольно слабые. То есть пока наши элитные группировки пытаются бороться за те или иные ресурсы, возникает угроза того, что власть в целом теряет общество. А общество в ка­кой-то степени все меньше и меньше доверяет власти. Я думаю, что эта проблема очень актуаль­ная», - отметил Сатпаев.

Кустанай
Карта Костаная
Карта области

Счетчик посещений

Наши партнеры
Помогите детям

Banner

2003 © Interstan® .